Танцевальный бал как способ движения к красоте и культуре

Школа искусств "Эксцентрика" берёт курс на возрождение одного из прекраснейших видов культурного досуга, таких, как танцевальный бал.

Согласитесь, заманчиво в нашей несказочной жизни оказаться, как в XIX веке, на настоящем балу – в атмосфере праздника и торжества чудесной музыки и танца, в обществе галантных кавалеров и прекрасных дам. Будто в красивом кино, кругом нарядные декольтированные платья и веера, фраки и лайковые перчатки, улыбки и нежные взгляды, поклон и поцелуй руки. В настоящее время культура балов активно развивается, а танцы, блиставшие в прошлых веках, вновь интересны и модны. Светские мероприятия для взрослых переживают новый виток популярности. Наряду с возрождением балов в исторических танцах, форму проведения танцевальных вечеров в форме бала берут для себя и другие стили танцев.

Современному человеку не хватает мероприятий, которые несли бы культурную и эстетическую нагрузку, а не только развлечение. Балы могут взять на себя эту функцию. Ведь бал – это синтез культуры отношений (танцевальной, музыкальной и художественной), и одна из возможных культурных форм общественной жизни.

Сегодня балом называют чуть ли не любой концерт или праздник, желая подчеркнуть размах или особый шик представления. Но в мировой культуре бал – сложное, многоплановое явление, которое развивалось вместе с общественной и культурной жизнью России и мира.

Наша страна богата своим огромным танцевальным наследием, идущим со времен Петра Великого, а в XIX в. Россия была одним из самых крупных хореографических центров Европы. Наука бального общения требовала долгих лет обучения и входила в жизнь человека ещё в детские годы в виде уроков танцев и балов. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Бал – форма совместного бытия коллег, друзей, сообщества людей разных поколений и разного социального положения. Бал может стать неким результатом образовательного процесса (часто балы организуют ВУЗы и школы), а подготовка к нему – частью воспитательной программы. Такая программа включает в себя курс этикетной школы и танцевальные занятия, которые организуются учителем танцев и имеют свою самостоятельную программу. Возможен синтез двух программ – этикетной и танцевальной.

От замысла до проведения бала участники проходят путь культурного самоопределения и созидания – путь совместного творения бала. В ходе подготовки к балу участники учатся танцевать, изучают этикет в практике общения, осмысливают ценности уважительных, доброжелательных взаимоотношений и правила поведения на балу, создают оргкомитет по подготовке бала, готовят бальные наряды, выбирают танцы и музыку, готовят пригласительные билеты, составляют списки приглашенных на бал, обдумывают оформление зала и т.д. И тем самым создают себя, объединяют вокруг сообщество культурных людей и новое культурное явление – танцевальный бал.

Танцевальные балы позволяют участникам почувствовать себя настоящими дамами и кавалерами. Парный (дуэтный) танец – прекрасный культурный вариант общения юношей и девушек. Для молодого человека это возможность проявить себя галантным кавалером, осознать себя мужчиной, свою инициативу и оберегающую роль в парном танце. Внимание юноши к партнерше пробуждает в ней желание быть красивой, изящной, доброй и мягкой. Многие юноши, как показывает практика, такие внешне самостоятельные, неуверенно чувствуют себя в качестве партнера в танце.

Участие в танцевальных балах позволяет прочувствовать прелесть мелодий, наполняет движения и душу изяществом, мягкостью и добротой. Обучение танцевальному искусству в таком его предназначении способствует становлению личности юношей и девушек, а также развитию и самосовершенствованию уже сложившихся взрослых людей.

Обстановка торжественности влияет на желание красиво двигаться, да и вести себя придётся по-другому. Ведь дело не только в красивых платьях, множестве зеркал и свечей. Если не приподняться до красоты общения, то можно бал и не затевать – сказка так и не придёт. И благородные манеры не оденешь, как бальное платье, на один вечер. Чтобы сказка состоялась, придётся постараться, и тогда тыква может превратиться в карету, а мечта – в реальность.

Традиционно бал открывается торжественным шествием под величественную музыку, позволяющим участникам представить себя и свою пару, познакомиться с другими участвующими парами танцоров и настроиться на весь вечер.

Очень любимы на балах танцы-игры с выбором партнёра, всевозможные ручейки, цепочки, а также танцы с переходом. Они несложны и состоят из одинаковых коротких частей. В последней фигуре исполняется переход к следующему партнёру (партнёрше), и следующий цикл вы танцуете в новой паре, затем снова переход и т.д. Иногда распорядитель бала напоминает парам композицию танца - некоторые несложные связки можно выучить прямо на месте.

Танцевальные балы, как это было и раньше, доступны почти всем людям, любых физических комплекций и любого, юного или самого почтенного, возраста. Относительно простые движения не требуют от участников хореографических чудес и чемпионского мастерства, а нагрузки весьма щадящие.

Бал – это не только танцы и игры, это произведение поведенческого искусства. С первых лет зарождения бальной культуры существуют гласные и негласные правила, касающиеся внешности и образа действий в обществе. Правила светского и бального этикета направлены на получение участниками удовольствия и радости во время вечера, формирование комфортных условий его протекания, создание доброжелательных и доверительных отношений участников друг к другу через проявление галантных манер и учтивости.

Старинные культурные традиции сохранились в веках не просто так, в них заключена мощная гуманитарная сила и воспитательный потенциал. Прекрасная традиция проведения танцевальных балов возвращается и мы очень этому рады!